Наставничество

Положение об организации наставничества

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\20240426_11291478.png

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в МКДОУ «Детский сад №2 г. Дмитриева»   разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об организации наставничества в образовательной организации определяет основные термины, цель, задачи, регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица, а также документацию работы с молодыми специалистами.
1.3. Под наставничеством в ДОУ  понимают разновидность индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в ДОУ  выполняет роль систематической индивидуальной работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и применяет методики обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной организации.
1.5.  Наставничество в образовательной организации руководствуется:

  • ФЗ-273 «Об образовании»;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов школы.

2. Основные термины программы наставничества

2.1. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в ДОУ, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

3. Цель и задачи наставничества в ДОУ

3.1. Целью реализации наставничества в ДОУ  является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2.  Основными задачами наставничества являются :

  • разработка и реализация мероприятий маршрута реализации целевой модели наставничества;
  • разработка и реализация программ наставничества;
  • привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества в ДОУ;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывной образовательной деятельности.
  • знакомство  педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

3.3.  В соответствии с целью и задачами определяются следующие методы наставничества:

  • интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
  • проблемный и проектный;
  • мастер-класс;
  • демонстрация действий и поведения;
  • наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;
  • анализ практических ситуаций.

4. Организация программы наставничества в ДОУ

4.1. Наставничество в ДОУ осуществляется на основании приказа заведующего МКДОУ «Детский сад №2 г. Дмитриева»   и по обоюдному согласию Наставника и Наставляемого. Наставник закрепляется за следующими категориями сотрудников ДОУ:

- впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;

- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в ДОУ;

- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение, прошедших профессиональную переподготовку по специальности «Дошкольное образование» и не имеющими 5 лет трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ

4.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет  координатор наставничества в ДОУ (старший воспитатель), который подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе ДОУ, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.  Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях педагогического совета и утверждаются на один учебный год приказом заведующего ДОУ при обоюдном согласии Наставника и Наставляемого.

Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.

4.3.  Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и наставляемого;
  • письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам (в том числе, без указания причины).

4.4. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер. Специфика этапов наставнической деятельности определяет особенности используемых им методов.

Содержание

Этапы

Адаптационный

Проектировочный

Рефлексивный

Задачи

Определить сформированности профессионально значимых качеств; разработать программу профессионального становления молодого педагога

Сформировать потребность у нового педагога в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении

Сформировать у нового педагога  способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием

Формы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, коллективная, групповая

Средства и методы

Диагностика, посещение наставником  режимных моментов и ООД нового педагога, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы:
репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание «Портфолио».
Методы:
информационные (
творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование,

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых ООД, развитие творческого потенциала новых педагогов , мотивация участия в инновационной деятельности.
Методы: комплексные (педагогические, мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)

5. Результаты реализации программы наставничества в форме «Педагог — педагог»

5.1.  Мониторинг наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества.
5.3. Высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную жизнь ДОУ, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов показывает уровень результата реализации программы наставничества в общеобразовательной организации.
5.4.  Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:

  • повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в ДОУ;
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
  • рост числа материалов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.

5.5. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится наставником два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

6. Права и обязанности наставника в образовательной организации

6.1.  Наставник обязан:

  • составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого, педагогической, методической и профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение;
  • содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов общеобразовательной организации;
  • оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
  • выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической деятельности;
  • в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения совместно;
  • передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;
  • проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении имеющихся недостатков;
  • периодически докладывать заведующему ДОУ о процессе адаптации наставляемого, результатах его профессионального становления;
  • составлять и предоставлять заведующему ДОУ анализ итогов выполнения индивидуального плана обучения.

6.2.  Наставник имеет право:

  • принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью наставляемого;
  • вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и дисциплинарного воздействия;
  • осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;
  • контролировать условия труда наставляемого.

7. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации

7.1.  Наставляемый обязан:

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы;
  • совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей;
  • проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности.

7.2.  Наставляемый имеет право:

  • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по профессиональным вопросам;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к заведующему ДОУ о замене наставника.

8. Контроль работы наставника в ДОУ

8.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается на старшего воспитателя

8.2. Старший воспитатель обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста воспитателям, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить режимные моменты и организованную образовательную деятельность   проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в общеобразовательной организации;
  • определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами

9.1. Работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы:

  • настоящее Положение об организации наставничества в ДОУ;
  • индивидуальный  план работы наставника на год;
  • приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
  • протоколы заседаний  педагогических советов,  на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • отчеты наставников, молодых педагогов;
  • отчет по результативности работы с молодыми специалистами.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение об организации наставничества в ДОУ является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом заведующего МКДОУ

 «Детский сад №2 г. Дмитриева»
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Программа наставничества

   Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад №2 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области

  на 2024/2025 учебный год

2024 г.

                                                       Пояснительная записка

     В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель осознаѐт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

 При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом - воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик

дошкольного воспитания и обучения.

Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год.

ЦЕЛЬ:

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи:

  1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
  2. Стимулировать повышение  теоретического  и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
  3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  4. Отслеживать    динамику    развития    профессиональной    деятельности    каждого педагога.

Основные направления:

  1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
  2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
  3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  4. Развитие профессиональной компетенции.
  5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности работы:

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, еѐ форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
  5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

- консультирование (индивидуальное, групповое);

- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников). Деятельность наставника:

  1. й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты:

для молодого специалиста:

Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.

Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

-эффективный способ самореализации;

-повышение квалификации;

-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

-успешная адаптация молодых специалистов;

-повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.

Принципы наставничества:

-добровольность;

-гуманность;

-соблюдение прав молодого специалиста;

-соблюдение прав наставника;

-конфиденциальность;

- ответственность;

-искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

-взаимопонимание;

-способность видеть личность.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трѐх субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Старший воспитатель - молодой педагог

  1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
  2. Знакомство    с   нормативными    и    локальными актами.
  3. Обеспечение     необходимыми     методическими

материалами, литературой.

Молодой педагог - воспитанники - родители            (законные представители)

1. Формирование авторитета педагога, уважения,

интереса к нему у детей и родителей (законных представителей).

Молодой педагог - коллеги

1. Оказание поддержки со стороны коллег.

       Этапы реализации программы.

Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы: 1- й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

  1. й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  2. й этап - контрольно-оценочный.
  1. этап. Адаптационный (Диагностический)

Задачи    этапа:   выявление    профессиональных    затруднений    молодого   педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

  • педагогическое образование;
  • теоретическая    подготовка    (знание    основ    общей    и    возрастной    психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
  • наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
  • ожидаемый результат педагогической деятельности;
  • выявление особенностей личности педагога.
  •  Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
  • опрос;
  • собеседование;
  • анкетирование;
  • наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

  1. воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
  2. воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  3. воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели и формы работы:

Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку

Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы

Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда

Содержание и цели работы

Усвоение                         теоретического

Овладение               навыками

Повышение интереса и

материала,                           формирование

практической       работы       с

положительного отношения

навыков             практической

педагогами, родителями.

к педагогической

работы.

деятельности, помощь в

осознании своей

профессиональной

значимости, степени

ответственности за

воспитание и обучение

детей.

Формы работы

Консультации

Дискуссии

Семинары-практикумы

Круглые столы

Беседы

Деловые игры

Изучение методической литературы

Убеждения, поощрения

Взаимопосещения

беседы

Коллективные просмотры педпроцессов

Анализ педагогических ситуаций

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

  1. этап. Основной (проектировочный).

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

-Создание    благоприятных    условий   для    профессионального   роста     начинающих педагогов;

- Взаимоподдержка и взаимопомощь;

-Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;

-Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;

-Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

-Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

-Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности

       начинающего педагога;

- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

  1. этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

    • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

-Динамика профессионального роста молодого педагога;

    • Рейтинг молодого педагога среди коллег;

-Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

-Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

-Подведение итогов, выводы.

Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

Формы работы с молодыми педагогами

Организации - партнеры

Уровень образовательной организации

Управление образования опеки и попечительства Администрации Курской области Дмитриевского района

1.Курсы повышения

1.Диалог, беседа.

1. Аттестация

квалификации.

2.Индивидуальная, групповая

2. Окружные методические

консультация.

объединения.

3. Самоанализ собственной

3. Семинары,

деятельности.

конференции, Фестивали.

4.Обучающие семинары.

4.Вебинары.

5.Практикумы.

5.Конкурсы

6.Анкетирование, опрос.

Профессионального

7.Мастер-класс педагога

наставника.

6.Общение, обмен опытом

8.Взаимопосещения, открытые

в профессиональных интернет-сообществах

просмотры.

9.        Анализ педагогических ситуаций.

10.      Диссеминация опыта.

11.      Деловая игра.

12.      Круглый стол.

13.Конкурс профессионального мастерства

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –

воспитателя с молодым специалистом

на 2024 -2025 уч. год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

         Задачи:

         - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

         - изучение нормативно-правовой документации;

         - помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);

         - применение форм и методов в работе с детьми старше-подготовительной группы;

         - организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

         - использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

         - механизм использования дидактического и наглядного материала;

         - углубленное изучение инновационных технологий;

         - общие вопросы организации работы с родителями.

Сведения

О молодом специалисте

О педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество

Сынчикова Наталья Игоревна

Еременко Валентина Викторовна

Образование

 Высшее непрофессиональное

Средне-специальное

Какое учебное

заведение окончил

студенка  2 курса

ОБПОУ «Железногорский политехнический колледж»

Обоянское  педагогическое училище

Педагогический

стаж

2 года

37 лет

Место работы

МКДОУ «Детский сад №2 г. Дмитриева»

МКДОУ «Детский сад №2 г. Дмитриева

Должность

Воспитатель

Воспитатель

Специальность и  квалификация

 воспитатель

Воспитатель детей дошкольного возраста

Учебная нагрузка

1,0 ставка

1,0 ставка

Группа

Старшая 1

 Старшая 1

Квалификационная

категория

не имеет

первая

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.

Оказание помощи в организации работы с документацией -

- изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования.

Анкетирование

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

2.

Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю).

Октябрь

3.

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.

Мониторинг детского развития.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Помощь в организации и проведении собрания.

Подбор диагностического материала.

Ноябрь

4.

Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Декабрь

5.

Виды и организация режимных моментов в детском саду.

Использование современных здоровье сберегающих технологий.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста.

Январь

6.

Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом

Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога.

Февраль

7.

Использование в работе проектов.

Использование в работе ИКТ.

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

Март

8.

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель

9.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.

Май

10.

Создание развивающей среды

Анализ развивающей среды с требованием ФГОС.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

В течение года

11.

Методика проведения детских праздников

Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

В течение года

12.

Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения -

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами.

Консультации, беседы, ответы на вопросы.

В течение года

13.

Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

По мере необходимости

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

-Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;

-Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

-Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

-Оценка педагогического труда по результатам;

-Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и

прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»  С.А. Макаренко

Приказ о закреплении наставников

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie